#ольгаливицкая
Давно ни для кого не секрет, что #похвала полезна и куда эффективнее критики. Любая мама, так или иначе, использует похвалу со своими детками, чтобы поощрить их. Всегда ли полезна похвала? В каких случаях, не стоит ее использовать? Можно ли с ней «переборщить»? На эти и другие вопросы, можно найти ответы ниже.
Когда мы говорим о похвале, мы прежде всего подразумеваем #одобрение. Хотя этимологически слово обозначает не только одобрение, но и хвалу, благодарность. «Молодец», «умница», «хорошо» – чаще всего используемые варианты. Почему похвалу стоит использовать?
Плюсы похвалы:
- похвала дает ощущение ценности,
- дети ориентированы на вознаграждение своих действий, это действительно важно для них – получить обратную связь, да, и взрослые не против такой оценки своих действий.
- через похвалу дети ощущают причастность и поддержку родителей, «им не все-равно», «на меня смотрят», «меня замечают», «они оценили то, что я сделал».
Всегда ли похвала – это хорошо, всегда ли она уместна? Как можно навредить чрезмерной похвалой, если злоупотреблять ею?
Когда и как похвала может навредить:
- делает ребенка зависимым и, таким образом, лишает уверенности в своих силах,
- похвала может стать несущей конструкцией самооценки, и тогда ребенок всегда будет искать и ждать именно ее.
- похвала дает временный эффект, настоящая здоровая #самооценка формируется внутри, имеет более устойчивую природу.
Как же использовать все плюсы похвалы и, при этом, не создать ситуацию, в которой похвала будет вредить? Итак, ищем «золотую середину».
Формула эффективной похвалы:
1. Так организовывать процесс занятий и развивающих игр, чтобы само по себе действие и полученный результат были для ребенка наградой и вызывали положительные эмоции. Новый навык, или рисунок, или сама полученная оценка.
2. Формирование внутренней мотивации можно подкреплять малыми наградами в виде наклеек, медалек, смайлов или маленьких сувениров. Памятуя при этом, что акцент все же на внутреннем процессе. Со временем ребенок присвоит это все себе, в том числе и радость с поощрением. Будет мотивировать себя сам.
3. Важно не просто похвалить, а создать ощущение значимости того, что ребенок сделал.
4. Если мы после похвалы, дополняем ее неким «но», то это обесценивает сказанное нами ранее. Поэтому никаких «но»! Можно сформулировать замечание в более мягкой форме без обесценивания похвалы. Например: «Отличные решения, все в точку. Еще немного быстрее и можно было бы рекорд по времени поставить».
5. Детки очень тактильны, и если роль и дистанция позволяют, можно, например, вместе с похвалой, сформулированной пространным образом, похлопать по плечу, дружественно пожать руку или приобнять.
6. Необходимо соблюдать баланс между похвалой и критикой, даже если она конструктивна, она демотивирует. А баланс таков: на 4 похвалы, только одно применение критики, и то, в очень осторожной корректной форме. Отсутствие критики НЕ = похвала.
А самое главное правило эффективной и чудодейственной похвалы очень простое: делать это искренне, нет ничего хуже лживой или льстивой похвалы, которую дети за версту чувствуют!
.
https://t.me/ol_livitskaya
https://www.instagram.com/ol.livitskaya
https://www.facebook.com/Livitskaya
.
#мотивация #критика #ценность #воспитание #успешныедети
|