Здравствуй, дорогой читатель!
– Папочка… я когда вырасту, буду такой красивой, как ты!
– Ну… я думаю ты будешь такой красивой как мама!
– Неее, как мама это долго! Я видела как она сначала крем, потом тушь, потом помаду, потом причёску! А ты встал, умылся – и уже красивый!
Малыш еще не успел появиться на свет, а родители зачастую уже подбирают цвет одежки и игрушки с учетом пола ребенка. И, в дальнейшем, то, кто появится, мальчик или девочка, полностью определяет стратегию воспитания и отношение новоиспеченных родителей.
Так повелось, что воспитанием детей больше занимаются матери, не во всех семьях, но во многих, особенно на первых порах, в силу хотя бы того, что она больше проводит времени с детьми и более осведомлена в том, как они развиваются. Порой папы просто теряются и не знают, как строить отношения с малышом. Но мамы могут помочь им в этом и поддержать стремление наладить контакт.
Конечно, в первую очередь детки усваивают модели поведения родителей, дочки – мамино, сыновья – папино, а так же их роли во взаимоотношениях между собой. Многие зарубежные авторы убеждены, что это определит в дальнейшем выбор партнера для отношений и брака.
Помимо усваиваемых моделей, на поведение, безусловно, влияет и то, что стараются заложить родители в деток. В этом контексте, очень важно, чтобы мама занималась больше воспитанием дочки, а отец уделял внимание воспитанию сына.
Обратимся к древним источникам. Веды «говорят», что мальчики, чтобы вырасти настоящими мужчинами, должны воспитываться отцами в строгости и послушании. Материнское сердце не способно вынести такую строгость. Мама в отношении сына может дать ему безусловную любовь, и уверенность в том, что даже если у него что-то не вышло, он остается любимым ею. Девочки же, по источникам наших предков, должны воспитываться в любви и принятии, расти с уверенностью, что ее любят просто потому, за то, что она есть. К этому прилагается масса рекомендаций по закладыванию нравственных понятий или отношения к миру и др. людям. Но здесь я не ставлю целью раскрыть эти вопросы. Остановимся пока лишь на гендерных отличиях воспитания.
Конечно, на воспитание и закладывание будущих ролей влияет не только семья, но и социум в целом, начиная от ближайшего окружения, в первую очередь, бабушек, дедушек и др. родственников, заканчивая национальными традициями и особенностями менталитета. Для примера, даже невооруженным глазом можно заметить насколько сильно отличается поведение женщин и мужчин, скажем, у нас и на востоке.
Стремительные социально-экономические изменения и трудности, с этим связанные, все чаще перекладывают функции воспитания на различного рода социальные учреждения, от детских садов до ВУЗов, поскольку родители большую часть времени вовлечены в работу и заняты зарабатыванием средств на существование. Было бы все хорошо, если бы не несколько «но». Прежде всего, вспомним, что на результат воспитания огромное, если не первоочередное, влияние оказывает личность воспитателя. Дети больше усваивают не из того, что им говорят, а впитывают, часто неосознанно, все, что вокруг них делают взрослые. В этом смысле, у нашей системы образования есть один большой недостаток: большинство воспитателей в детсадах и учителей в школах – женщины. Это в первую очередь не лучшим образом влияет на воспитание мальчиков, хорошо, если при этом самым авторитетным лицом для него является папа. А если такого авторитета нет? Во-вторых, в смешанной системе образования, девочки выделяются на фоне мальчиков тем, что они более социально направлены и больше ориентируются на внешнюю оценку и одобрение. Это часто приводит к тому, что с девочек спрашивают порой строже, а мальчикам больше попускается, «ну, что с него возьмешь». Такая тактика в свою очередь идет не на пользу девочкам, которые учатся «зарабатывать» одобрительное отношение к себе.
Напрашивается вопрос: что же делать? Есть некоторые пути компенсации такой ситуации. Конечно, в первую очередь, важно, чтобы оба родителя принимали участие в воспитании отпрысков, и каждый, при этом, занимал свою роль. Мама не должна быть «надзирателем». Роль строгого воспитателя должна лежать на плечах отца.
Могут помочь выстроить правильное направление в развитии мальчиков и девочек секции и кружки с выраженной гендерной направленностью, например, борьба для мальчиков или танцы для девочек. Ни в коем случае не стоит заставлять ребенка, если он сам не проявляет интерес. Можно поводить его по разным кружкам, показать, как там занимаются, предоставить ему возможность самому сделать выбор.
Хотя, система сама по себе в своей основе подавляет развитие личности ребенка, поскольку накладывает изначально ряд ограничений и устанавливает правила для поведения (из-за количества теряется значение качества). Но в контексте данной статьи, мне видится полезным для сына прохождение, для формирования мужских качеств, воинской повинности. Многие возразят, и я соглашусь, эта система наиболее негибка и авторитарна по отношению к ее участникам, «всем системам система». Но учитывая особенности воспитания мальчиков в семьях и школе, может сделать свой посильный вклад в закладку мужского характера. Хотя, в этом возрасте может оказаться и слишком поздно.
Не оптимистичная получилась статья, признаю. Мне кажется, в этой теме в нашем обществе достаточно много пробелов и их нельзя обойти стороной. К тому же история, а именно тот период, когда после войны большая часть мужского населения была потеряна, и почти всё, включая воспитание сыновей, легло на плечи женщин, до сих пор приносит свои плоды. Родовая память очень крепкая, и только в наших силах повернуть течение истории в этом вопросе в нужное русло.
Закончу я риторическим вопросом: Что в воспитании твоих детей для тебя важнее всего? И чего ты желаешь, прежде всего, для своего ребенка в будущем?
Буду рада узнать, освещение каких других тем ты бы хотел(а) увидеть.
Прежние темы доступны по адресу: http://psyche.at.ua/publ/recepty_s_kukhni_psikhologa/9#
С уважением, твой психолог,
P.S. Информацию по индивидуальному и семейному консультированию on-line, Life-консалтингу, профориентационной игре «Профессьянс» для правильного выбора профессии и др. услугам смотрите по ссылке: http://psyche.at.ua/index/0-2
Источник: http://yours-psycholog.livejournal.com/2041.html |