Здравствуйте!
Кто такой «толк»? И чем его заинтересовать, чтобы он из меня вышел?
Вопрос профессионального самоопределения актуален по-прежнему для каждого поколения школьных выпускников, а так же для тех, кто стал перед выбором, не сделав его своевременно, то есть при смене профессии или сферы деятельности по каким-либо причинам.
В наше время есть ряд сложностей, которые могут препятствовать выбору профессии подростком или юношей.
Таким препятствием может стать стиль воспитания родителей, если подавляются потребности ребенка, используется авторитарный стиль воспитания, или потакание приводит к развитию эгоизма. Важно присматриваться, к чему с раннего возраста проявляет интерес ребенок, чем ему нравится заниматься. Если какой-то вид деятельности вызывает повышенный интерес, способствовать развитию способностей, отдав в определенную секцию или кружок, а так же поощряя занятия дома.
Вторым, не менее сложным препятствием, становится стремление за престижем или следование моде. В наше время многие семьи выживают, родители бросают все силы и время на зарабатывание средств для существования и часто ориентируют детей на профессии, которые потенциально, как им кажется, обеспечат ребенку благосостояние. Модными могут стать профессии и по каким-то другим причинам, в любом случае это уводит молодого человека от понимания себя и своего призвания в жизни.
Почему так важно найти его, особенно для мальчиков? Деятельность, которой занят в жизни, дает не только средства к существованию, но и внутреннее наполнение жизни, придает ей смысл. И, если человек занят делом, к которому у него не лежит душа, он будет неудовлетворен и чувствовать себя загнанным в угол обстоятельствами.
Недавно в одном разговоре с подругой-психологом затронули тему самоопределения и системы нашего образования вообще. Подруга озвучила не менее важную мысль в этой теме: научить продавать свои знания и умения, научить продавать себя. Но говоря о мотивации, мы, так или иначе, приходим к тому, что успех будет определяться, в том числе тем, насколько нам нравится то, что мы хотим продать. То есть если я занимаюсь тем, что мне по душе, у меня больше шансов найти способы продать свои знания и умения, найти хорошую работу, даже если специальность не очень востребована или не пользуется большим спросом. Мы так же говорили о том, как долго в нашей системе образования уделяется время теоретическому обучению, и если родители не привлекают ребенка к помощи по хозяйству или, еще лучше, у себя на работе (хорошо, если есть возможность привлечь к торговле в собственном магазине или обучить своему мастерству), то ребенок оказывается не готов к переходу от теории к практике.
Еще осложняется выбор профессии для выпускника школы, например, тем, что, во-первых, он мало осведомлен о деятельности того или иного специалиста, образ профессии достаточно смутен и формируется на основе увиденного и прочитанного, какую-то информацию молодые люди могут почерпнуть из опыта родителей и окружения, впитывают из уст учителей в школе. У меня есть пример в жизни, когда сын знакомых резко изменил выбор профессии после просмотра сериала «Доктор Хаус» и решил стать врачом. Насколько при этом сознателен был выбор, может показать только время. Во-вторых, сложность заключается в недостаточно развитом самосознании, в низком уровне рефлексии, простыми словами сказать, человек сам себя еще не знает. И это распространяется, в том числе, на понимание, чем нравилось бы заниматься, и к чему есть склонности. Недостаток личностной зрелости приводит к тому, что многие поступаю за компанию, следуя моде или, еще чаще, по рекомендации старших. Понимая, что выбор был сделан ошибочен на следующих курсах во время учебы в ВУЗе, не у всех хватает решимости изменить выбранный путь, часто, в том числе, жаль потраченного времени и денег. Если на том, чтобы доучится, настаивают родители, часто желающие, чтобы дети оправдывали их ожидания, пусть и идущие в разрез с потребностями самого отпрыска. То в этой ситуации, сын или дочка доучившись, приносят родителям диплом «в подарок», а сами идут работать на любимом поприще или просто ради средств на существование, не задаваясь больше вопросами самореализации.
Что предлагает нам современная психология, какие инструментарии дает в помощь самоопределению? Стоит обратить внимание, что целый ряд профессий, выбор которых помимо склонностей так же предполагает профессиональную пригодность по физиологическим и сугубо физическим критериям. Ряд разработанных методик (еще советскими психологами) предлагает разделить людей по склонностям к типам профессий на следующие категории: человек – живая природа; человек – техника и неживая природа; человек – человек; человек – знаковая система; человек – художественный образ. По классам профессии делят на следующие: гностические профессии (направленные на получение информации); преобразующие (направленные на преобразование и манипуляции); изыскательные (направленные на исследование). По отделам и средствам труда профессии делят на: профессии ручного труда, профессии машинно-ручного труда, профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем, профессии, с вязанные с преобладанием функциональных средств труда (внутренние, такие как голос, и т.д.). По условиям, различные виды работ делят на те, что проходят в условиях микроклимата и бытовых условиях, на открытом воздухе, в необычных условиях (на высоте, под землей и т.п.), в условиях повышенной моральной ответственности (например, воспитатели).
Интересную информацию относительно типов, в соответствии с которыми должно идти обучение и воспитание, дает в ведических лекциях О. Торсунов. Согласно древним знаниям, люди делятся на четыре типа: склонные обучать других, и самому учиться (с детства стремиться к истине и честности, к изучению литературы, работе над собой, выбирают профессии юриста, психолога, педагога и т.п.); следующий тип – склонные защищать и руководить (с детства стремятся защищать других, даже старше себя, отстаивать интересы других, проявляет милосердие и стремлении к справедливости, к порядку, выбирают профессии или в карьере стремятся руководить); склонные к торговле – еще один тип (с детства проявляется в общительности, обмене подарками, коллекционировании, становятся предпринимателями, людьми торговли); последний тип – склонные к практической деятельности, мастерству (с детства увлекаются конструкторами, делать что-то своими руками, склонны к послушанию, им подходит освоение практических прикладных профессий).
Интересно, что некоторые психологи рекомендуют выбирать профессию с учетом темперамента (есть стандартизированные методики для определения и отнесения себя к одному из типов: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, хотя нужно помнить что «чистых» типов нет). Так для холериков рекомендуют профессии: телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель, хирург, летчик, диспетчер, водитель, тренер, менеджер, строитель, режиссер, повар, следователь, геолог, электрик и др. Для сангвиников: менеджер, учитель, врач, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог и т.д. Для флегматиков рекомендуемые профессии: механик, электрик, инженер, агроном, водитель, научные – ботаник, астроном, физик, математик. Для меланхоликов: педагог, деятель искусств, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер, специалист по машинописи, автослесарь, слесарь, токарь, радиомеханик и т.д. Информация спорная, к тому же учитывая, что темперамент меняется в той или иной ситуации или в разные возрастные периоды. Но учитывать темперамент – дельная рекомендация. Например, ярко выраженным холерикам не очень подойдет работа, где требуется усидчивость и много терпения, так же монотонная работа, им нужна постоянная смена поступающей извне информации и более активная деятельность, хотя бы для ума.
Стоит так же отметить, что для верного выбора профессии должна быть адекватная самооценка, очень важно, чтобы не было занижения или завышения оценки своих качеств и способностей.
Тема весьма обширна и ее раскрытие вряд ли уместится в одной статье, здесь была дана попытка очертить некие границы вопроса и выделить важные параметры и критерии, влияющие на самоопределение. Напоследок хочется поделиться одним высказыванием: «Разве профессия определяет человека? Человека определяет то, что он дает этой профессии. У человечества тысячи нужд, и на каждую нужду – по профессии. Важно, что человек дает человечеству при помощи своей профессии, вот что важно».
Профессия определяет наше место среди других людей, то, чем мы может быть полезны для общества, давайте же прежде искать свое место в этом мире. Есть теория, что все остальное, включая успех и заработок приложится)
P.S. Информацию по актуализирующей самоопределение профориентационной игре «Профессьянс» смотрите по ссылке: http://psyche.at.ua/index/proforientacija/0-19
Прежние темы рассылки доступны по адресу: http://psyche.at.ua/publ/recepty_s_kukhni_psikhologa/9#
Источник: http://yours-psycholog.livejournal.com/3614.html |