#педагогика #воспитаниесумом #семья #инстамама #инстадети #задуматься #ольгаливицкая
Дочка подруги, назовем дочку Машей, укусила мою дочь, назовем ее Соней. Объяснив свое поведение тем, что Соня баловалась. За «баловалась» скрывалось желание поиграть своим самолетиком и нежелание быть только в роли зрителя, когда игрушкой играла активная и резвая Маша.
Соня в слезах, в растерянности, в недоумении. Что говорить ей? Некоторые родители, стесняясь быть услышанными другими, советуют ребенку: «Давай сдачу!». Этот вариант я не рассматривала.
Мы на пороге того возраста, когда происходит приобщение ребенка к культуре и ценностям человеческого общежития. Да, и не воспользовалась бы моя дочь таким советом, не тот характер.
Уже дома я с очевидным опозданием пояснила Соне, что детки бывают разные, встречаются и такие, которые дерутся или кусаются. И что в обиду себя давать нельзя. Надо сказать: «Не смей так делать. Сделаешь еще раз, не буду с тобой дружить». И не дружить, если повторится…
Моя подруга не откладывала разговор, а тут же на месте пояснила дочери, что кусаться нельзя, что нужно решать все словами. Тут же добавив: «Во-вторых, вы только что играли в песке, и ты могла подхватить какую-то заразу». Какие выводы сделает Маша? Что кусаться нельзя, потому что для этого есть слова? Или, кусаться нельзя, потому что можно подхватить заразу?
Как вообще правильно общаться с детьми, чтобы учить их делать правильные выводы из различных ситуаций?
Наверное, правильно было бы разобраться в причинах конфликта. Тогда «разбор полетов» касался бы уже не последствий, а мотивов. Бывает и так, что дрался очень по делу, отстаивая свою честь, например…
За каждой реакцией, за каждым нашим словом стоят принципы, порой даже идеи, которыми мы руководствуемся в жизни, которые определяют ход нашего мышления. За словами о подхваченной заразе стоит идея собственной безопасности и здоровья и соответствующая ценность, которая в данном случае выше ценности и здоровья другого человека. За словами о запрете на выяснение отношений зубами, стоят нормы общественного поведения: можно-нельзя.
Какими словами воспитать сочувствие к ближнему, понимание, что ему так же больно, как и мне?.. И нужно ли это делать в наше время меняющихся ценностей? Вопрос к размышлению)
Но, безусловно, мы должны помнить, что каждым нашим словом, каждым поступком и каждой реакцией на происходящее, мы формируем мышление наших детей. Копируя нас, дети впитывают наши ценности, постигают наши принципы, которые формируют их мировоззрение. Так они вырастают по образу и подобию нашему)
|