#ольгаливицкая
В нашей повседневной жизни достаточно большое место занимают такие явления, как чувство вины, #стыд и ответственность.
Как правильно воспитывать ребенка, чтобы он учился брать #ответственность за свои решения, а в дальнейшем за свою жизнь, за себя? С какого возраста об ответственности стоит говорить? Стыд и #вина служат хорошую службу в воспитании или скорее нет?
С самого маленького возраста вокруг ребенка родители и другие взрослые выстраивают круг правил, с целью соблюдения порядка, с тем чтобы мягко социализировать ребенка. Что делают родители, когда правила не соблюдаются?
- говорят об этом;
- ругаются;
- требуют соблюдать;
- наказывают;
- лишают с целью наказания какой-то радости;
- стыдят;
- рассказывают членам семьи о происшествии;
и др.
Дети учатся из каждой такой ситуации пониманию вины, стыда, ответственности. Они учатся исходя из сказанного нами, и исходя из нашего поведения.
Что нужно знать о воспитании ответственности, о чувстве вины и чувстве стыда?
1. Если мы стыдим ребенка, он опасается потерять наше расположение, потерять связь. И это не про внутреннюю мотивацию и понимание. Родители часто манипулируют чувством стыда, и как показывает практика, ничего хорошего кроме застыженного стеснительного ребенка, боящегося сделать лишний шаг, из этого не получается;
Стыдить допустимо, но лишь в отношение того, что действительно в обществе считается недопустимым.
2. Если виноватить ребенка, он научается быть виноватым, но вовсе не исправлять содеянное и делать выводы из происшедшего. Очень важно правильно рассказывать о ситуациях в отношение того, кто и что действительно виновны в происшедшем. Не рекомендуется, например, рассказывать маленьким деткам, что стол плохой, т.к. стоял у него на пути, что стол ударил его.
Лучше заметить все чувства ребенка, сказать ему о том, как вам жаль, что он ударился. И попросить его впредь быть аккуратнее и внимательнее.
3. Иногда родители перекладывают взрослую ответственность на ребенка: за свое настроение, свои решения и состояние. Это непосильная ноша для ребенка, она лишает его сил и детства.
Дети учатся на нашем примере. Поэтому родителям стоит поучиться брать на деле и на словах ответственность на себя. Например, если случилась неприятная ситуация и ребенок спросил, он ли виноват в вашем плохом настроении. Стоит ответить, что за свое настроение вы отвечаете сами. А вот за свой поступок отвечает ребенок, и предложить как-то исправить ситуацию (вытереть лужу чая, склеить чашку или часть отложенных денег на киндер потратить на компенсацию расходов).
4. Важно помнить, что чувство вины это переживание снова и снова отправляющее нас в детство, т.к. переживать вину можно только по отношению к бОльшей фигуре.
Чтобы помочь ребенку взрослеть, стоит учить его отвечать за свои поступки и слова и рассказывать, как важно исправлять собственные ошибки.
5. А если вы, стараясь пощадить чувства ребенка, говорите что кто-то другой виноват или что-то. Вы учите и его перекладывать ответственность на что-то вне себя, вместо того, чтобы научить его контролировать свою жизнь самому. Это лишает его силы управлять своими чувствами и своей жизнью.
Таким образом, важно не использовать чувство вины и стыда в качестве инструмента манипуляции, учить ребенка ответственной позиции с самого маленького возраста. Возраст, подходящий для уже серьезного осмысления стыда, вины и ответственности – это период, начиная с 6 лет. С этого возраста можно давать объяснения и учить правильному пониманию, что такое ответственность во взрослом мире.
6. Чувство вины требует искупления. Если ребенок научится чувствовать себя виноватым, он будет стремиться угождать другим в ущерб себе и использовать это даже тогда, когда искупления уже никто не требует.
Правильно используя все это в воспитании, можно вырастить свободного от манипуляций, способного брать ответственность за свои решения на себя самого, управляющего своей жизнью человека.
.
https://t.me/ol_livitskaya
https://www.instagram.com/ol.livitskaya
https://www.facebook.com/Livitskaya
.
#воспитание #умамыпсхолога #сЗаботойОДетях
|